Принятие такого закона требует изменения Конституции. В ней надо будет написать, что граждане Российской Федерации не равны и делятся на две категории. Одна - полные граждане; вторая - неполные, зависимые от первой, неавтономные. _________________ Бьют часы, ядрена мать!
Надо с бала мне бежать!
СЕКС.РФ – первый экспертный канал о планировании семьи и психологии отношений.
http://xn--e1aktc.xn--p1ai/ _________________ Бьют часы, ядрена мать!
Надо с бала мне бежать!
Добавлено: Пт Мар 09, 2012 8:05 pm Заголовок сообщения:
Да, у меня есть одна знакомая эмигрантка-феминистка с матронимом.
Кстати, что-то вчера от неё пришло пришло с "караулом" - поехали семейством в Мадрид, а там их ограбили, посольство и полиция ничем не помогают, просила помощи. А что я отсюда могу? Только дать адрес Фомы Неверующего, что я и сделала. Но он сегодня пишет, что никто не обращался.
Ну а комментарии в таких темах - енто что-то. Колбасит обчиство.
На днях читала, как хорошо было раньше на Руси:"небо было лазурное, трава изумрудная, солнце золотое, а девица красная... Экология была хорошая, а феминизма не было. В мире царил полный порядок." _________________ Бьют часы, ядрена мать!
Надо с бала мне бежать!
Ну а комментарии в таких темах - енто что-то. Колбасит обчиство.
На днях читала, как хорошо было раньше на Руси:"небо было лазурное, трава изумрудная, солнце золотое, а девица красная... Экология была хорошая, а феминизма не было. В мире царил полный порядок."
собсно, всё ожидаемо
Гапова удар русский не держит, а публика - хамы
очень точно сказал Бродский: главная и старинная проблема в России - неуважение, презрение к другому человеку
Добавлено: Сб Окт 12, 2013 12:08 am Заголовок сообщения:
дамы и господа, не откажите в любезности, гляньте (даю без ссылок)
ЖЕНЩИНА И ЕЕ ОБРАЗ В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РЕАЛИЙ И МЕДИАИМИДЖА
При некоторых подвижках в направлении ликвидации дискриминации женщин в сферах образования, участия в общественном производстве и политической жизни образ женщины в быту и культуре, и, в частности, в медиа, не только остался прежним, но и, как это бывает при социальных потрясениях, таких как начавшиеся в России с 1990-х гг., претерпел регрессивное развитие и архаизировался.
В новейшее время, которое принято называть постмодерном, признаки общественной ситуации в самых общих чертах, чаще всего неосознаваемых общественным мнением, описаны крупнейшим российским культурологом Г.С. Кнабе: «Основные положения его [постмодерна] к настоящему времени созрели для словесной ясности: часть всегда права перед целым; индивид всегда прав перед обществом; свобода всегда права перед ответственностью; субъективное самовыражение важнее объективной истины, которой, впрочем, и не существует, ибо все, что вне индивида и его свободы, навязано, т. е. существует насильственно, искусственно, а потому ложно; культура семиотична, но в силу абсолютной индивидуальности восприятия знаков денотаты их принципиально неуловимы, а коды нерасшифруемы» [1; курсив мой. – А.Я.].
Беспрецедентный процесс, произошедший в сегодняшней РФ, – слияние массовой и элитарной (авангардной, постмодернистской) частей культуры.
Женщина в море медиа
Как и весь социум, культура в России подвергается радикальным метаморфозам. Книжный рынок и рынок печатных, аудиальных и визуальных СМИ находится в системном кризисе – это признают практически все эксперты: продукции выпускается меньше, чем до 1990 г. (книг – больше по названиям, по общий тираж уменьшился чрезвычайно; «толстые» журналы, обязательное чтение интеллигенции в прежние времена, практически умерли; количество библиотек сократилось; читать стали гораздо меньше; до 50% и более увеличилось количество россиян, никогда не читающих книг; при всех флуктуациях за последние 20 лет количество отечественной кинопродукции также снизилось; количество радиостанций разной направленности увеличилось, радиоаудитория тут довольно стабильна; телевизор смотрят почти все, однако многие выражают недовольство его алармистской направленностью и качеством передач)*.
В 1995 г. Ассоциация женщин-журналисток провела исследование на тему «Образ женщины в российской прессе». Для анализа были выбраны самые представительные тогда издания. И вот выводы: газета «Известия» посвящает «женской» теме 1% от публикуемых материалов, по содержанию это информация о социальной сфере, здравоохранении и образовании, о помощи семье. «Причем явное предпочтение газета отдает такому женскому типажу, как домохозяйка, правда, не всякая, а в основном жена бизнесмена. В публикациях “Известий”, как правило, подчеркивается, что семьи крупных российских бизнесменов – крепкие и устойчивые, жены в них – советчицы своих мужей. Зато “Аргументы и факты” специализируются на материалах о частной жизни кинозвезд и звезд шоу-бизнеса, а также о женщинах-маргиналах – проститутках, наркоманках, бомжах. Газета “Сегодня” печатает материалы о женщинах ярких и деятельных, будь то Брижитт Бардо или Белла Куркова. Правда, в ее разделе “Мнение” ни разу не звучал голос женщины – автора. <…> в период реформ вместо модернизации системы гендерных отношений или наряду с ней происходит их архаизация» [3; выделено мною. – А.Я.].
В 2010 г лидируют «тонкие» журналы для женщин (о кулинарии, здоровье, рукоделии, доме – 12% респондентов) и «мужские» журналы об охоте, рыбалке, автомобилях и пр. (15%).
Что касается книжной продукции, читающая часть населения перешла по большей части на массовую жанровую словесность в форме книжных серий – детективы, любовные романы, причем лидируют в данном процессе массовизации люди с высшим образованием, которые долго читали «легкую» литературу тайком от знакомых, теперь почти не стесняются и не считают такое чтение зазорным для интеллигентного человека. Иными словами, можно зафиксировать тот факт, что элитные слои читателей все чаще превращаются в потребителя массовой литературы.
Уже с середины 1990-х годов появились признаки того, что широкий читатель «объелся» жестокости, насилия и «крутизны» – того, что в обиходе называется «чернухой», – и потянулся к повествованиям «светлого» рода. Изменение предпочтений видны по динамике продаж: от «крутых» боевиков читатель постепенно переходит к женскому любовному или семейно-психологическому роману с авантюрно-криминальной обстановкой и сюжетикой. В жанре любовного романа, в отличие от детективного и фантастического, еще в 2004 г. преобладали переводные романы, однако читательницы все чаще выбирали отечественных авторов.
Список наиболее издаваемых авторов в России по художественной литературе в 1 полугодии 2005 г. (данные «Книжного обозрения»)
Автор Число книг и Общий тираж, тыс.экз.
брошюр, печ.ед.
Донцова Д. 60 5271,8
Устинова Т. 36 1438,6
Акунин Б. 45 1425,0
Шилова Ю. 20 982,5
Куликова Г. 32 973,1
Полякова Т. 50 899,7
Маринина А. 54 893,8
Авторы-женщины из этого списка, чьи произведения издаются чаще всего и большими тиражами, – авторы женских романов. Из таблицы видно, что с очень большим отрывом и по числу книг, и по тиражам лидирует Дарья Донцова.
Наиболее остра конкуренция в жанрах женского и любовного романов: в России 2/3 книжных покупок совершают женщины, а именно романы «с переживаниями» для них наиболее привлекательны. Рынок переполнен изданиями в этом жанре.
Попытки создать серии для семейного чтения пока неудачны. Книги, которые были бы одинаково интересны всем членам семьи и читались хотя бы по очереди (традиции семейного чтения вслух, как понятно, давно утрачены), пишутся крайне редко и не пользуются спросом. Издание детской литературы также убыточно, поскольку сегодня функции детской книги частично перешли к видео, в остальных случаях родители предпочитают покупать своим чадам детскую классику, проверенную поколениями (исключение за последние годы составили «Гарри Поттер» и еще несколько переводных книг) [4].
Постоянными читателями книг сегодня несколько чаще других групп выступают женщины (19%), россияне с высшим образованием, среди которых также преобладают женщины (25%).
Важную роль играют технологии продвижения на рынок текстов тех или иных авторов. Так, в основе публичного образа Донцовой – миф о Золушке (до заболевания раком – ничем не примечательная женщина, после лечения – всем известная писательница, героически победившая недуг). Образ Марининой исходно строится на профессии автора – женщины-сыщика в реальности (уволилась из МВД несколько лет назад), что само по себе достаточно экзотично. Главная героиня первых романов – Каменская, прототипом которой является сама Маринина. Язык текстов старых и новых – смесь разговорного, канцелярского, языка милицейских протоколов, героиня при интересной для массовой аудитории профессии – «своя в доску» и всех побеждает, хорошо скроены и мобильно развиваются сюжеты в первых романах. Последние романы, где Маринина ушла от Каменской и все явственнее претендует на роль философа и учителя жизни, как представляется, все больше разочаровывают читателя, хотя по инерции еще пользуются спросом.
В настоящее время спрос на женский детектив и женские романы несколько упал (сравнительно с 1990 гг.), но тем не менее наблюдается рост их потребления (по данным Левада-центра, женский детектив в 2005 г. читали 20% опрошенных, в 2008 – уже 28%; любовные романы в 2005 г. предпочитали 18% респонденток, в 2008 г. – 19%).
Социологи указывают, что немного увеличилась доля читателей книг нон-фикшн, чаще обращенных к женщинам – «полезные советы на все случаи жизни, пособия по кулинарии, книги о поддержании хорошей физической формы, энциклопедические словари; более женский “профиль” массового чтения сегодня заметен и в сфере нон-фикшн. <…> Книги о здоровье, литература по религии и полезные советы на все случаи – предмет повышенного интереса в наименее обеспеченных слоях россиян, по преимуществу – россиянок» [2]. Любопытно, что «именно зрелая и образованная часть россиян, а по преимуществу – россиянок, лидирует среди тех, кто в целом доволен тем, что читает. <…> Среди женщин и респондентов зрелого возраста (40–54-х лет) этот показатель достигает 76, среди опрошенных с высшим образованием – 78%» [2]. Интересно отметить, что «больше других выиграли при этом те, кто в максимальной степени перешел на чтение массовой жанровой и модной, гламурной словесности – с одной стороны, женская и зрелая по возрасту часть образованных россиян, с другой (но уровень их удовлетворенности чуть меньше) – образованная молодежь» [2].
Следует отметить еще один беспрецедентный факт: исчезновение института экспертов. Принципы постмодерна – «часть как целое», «индивид важнее общества», «свобода прежде всего, остальное – репрессии», «самовыражение ценнее истины, которой нет», «что хочу, то и вчитываю в культурный продукт» – нашли свое выражение и в радикальном изменении отношений экспертного сообщества и публики. Похоже, тренд «каждый сам себе эксперт» в Интернет-эру становится основным, если не единственным. Выбирая, что читать, слушать и смотреть, уже многие сегодняшние российские потребители практически не обращаются к экспертным мнениям, профессиональные рецензии в их глазах потеряли всякое значение – они слушают/читают мнения других таких же непрофессионалов, как они сами, и ориентируются именно на них; существуют серверы, пользующиеся огромной популярностью, где размещаются только непрофессиональные оценки событий текущего художественного процесса; эти серверы, анализируя запросы потребителей, «рисуют» их «профиль», вычисляя предпочтения, и далее предлагают пользователю сходные произведения.
Ныне стала невозможной прежняя субординация и иерархия авторитетов – учитель, вещающий истины с кафедры, и ученики, почтительно внимающие ему в аудитории. Во-первых, в связи с общей демократизацией жизни, или, как сказали бы иные, «восстанием масс» (Ортега-и-Гассет), и наступлением постмодерна (согласно которому истины нет, а есть равноправные и равновеликие мнения) авторитет экспертов в глазах массового человека стремится к нулю. Во-вторых, темпы развития знания и технологий (например, в телекоммуникациях) таковы, что по ряду бурно развивающихся дисциплин информация устаревает уже тогда, когда достигает ушей/глаз учителя или ученика; при этом мобильность сознания ученика часто оказывается выше мобильности сознания учителя.
В РФ существует Two-books – рекомендательный сервис книг (http://ru.two-books.net/); правда, две книги – недостаточная выборка для оценки вкуса читателя. На http://fantlab.ru/recoms надо сначала оценить достаточное количество книг (несколько десятков), а потом оценки сравниваются с оценками других посетителей. Выбираются наиболее популярные книги тех посетителей, чьи оценки наиболее схожи с вашими. Если оценок пока мало, то результата не будет. На музыкальной Вебораме (http://www.weborama.fm/#/index/) осуществляется предложение по тэгам и настроению, функционирует КиноПоиск (http://www.kinopoisk.ru/).
В 2007 г. в России появился рекомендательный сервис Имхонет (http://imhonet.ru/), где есть разделы по книгам, кино, ТВ, сцене, поэзии, музыке, радио, играм и пр. Выбрав нравящееся по нескольким позициям и создав тем самым свой «профиль», он же – своеобразный фильтр, пользователь получает рекомендации в соответствии со своими вкусами. Система одновременно является и социальной сетью, где возможно общение по интересам, причем виртуальные группы могут быть как малыми, так и большими, т.е. учитываются интересы и меньшинств, а не только массовые вкусы. И для таких меньшинств с элитарными или экзотическими запросами также возможно создание групп по интересам. Представляется, что складывается эксклюзивная ситуация: массовая публика существует в основном вне поля экспертного мнения, зато эксперты становятся экспертами для экспертов же. Таким образом закрепляется сложившийся массовый вкус, и востребованность той или иной разновидности массовой культуры возрастает в геометрической прогрессии..
В медиа еще как-то пытаются существовать экспертные сообщества, быстро превращаясь из сообществ -ведов (литературоведов, киноведов, театроведов и т.д.) в отдельных рецензентов-критиков, но и их социальная значимость стремится к нулю. Раз, согласно постмодернистским установкам, отрицается всякая иерархия, то и экспертам-рецензентам нет места в сложившейся культурной ситуации. У сетевой публики – свои кумиры. Пока еще существуют сетевые фан-клубы и сетевой пиар тех или иных «звезд», попавших сюда из реала, развиваются различные рейтинговые программы, призванные ориентировать читателя или слушателя музыки в море предложений, причем с учетом их личных вкусов, но, как представляется, тренд очевиден.
В связи с этим особо значимым фактом оказывается то обстоятельство, что передача книжной и читательской культуры, а также, возможно, всякой медиакультуры, происходит чаще всего через слой образованных горожан, и прежде всего – россиянок, в процессе их коммуникации с друзьями и коллегами (у молодежи) и детьми (у женщин зрелого возраста). Поэтому очень существенно, какую именно культуру передают россиянки своим близким, какие представления они распространяют.
Что читаем, смотрим, слушаем?
Из предыдущего изложения следуют важные выводы: женщины больше, чем мужчины, читают, причем любовные романы и небеллетристическую литературу на темы полезных советов по хозяйству, и чаще транслируют свою картину мира, сложившуюся под влиянием медиа. Поэтому необходимо рассмотреть, какие представления читательницы выносят из медиа в реальность и как они с последней соотносятся.
Т.н. легкая литература для женщин, в основном, имеет два вида: это глэмлит (гламурная словесность) и чиклит (chick – цыпленок; это словесность «для цыпочек»). В основе гламура – миф о Золушке, лежащей на печи, как Илья Муромец; ее единственная забота – найти богатого мужа. Чиклит рассказывает и о любовных проблемах, но и о личностном росте женщины, ее самореализации в социуме, т.е. воплощает упрощенные, иногда примитизированные феминистские идеи («идея вышла на улицу», – сказал Ф.М. Достоевский, правда, по другому поводу) в сочетании с мотивами волшебной сказки (испытания, их чудесное преодоление и пр.). И если в развитых западных странах, на фоне реализуемой на практике борьбы за гендерное равенство, более популярна чиклит, то в России она существует маргинальным образом, мейнстримом же является глэмлит. И это, конечно, не случайно. В России сформировался пока очень узкий круг «новых старых дев» – молодых женщин с хорошим образованием и социальным положением, реализовавших себя на высокооплачиваемой работе; а поскольку, как замечают психологи, в литературные образы мы склонны «вчитывать» себя и свою судьбу, постольку чтением этих дам является, в основном, чиклит, хотя в связи с патриархатным укладом жизни в России и развитым сексизмом они не брезгуют и гламуром. «Феминистическая риторика чиклита не отвечает консервативной гендерной идеологии современного российского социума и поэтому проигрывает глэмпрозе в читательском интересе. Социологи объясняют этот факт тем, что в России продолжает сохраняться
“двойной гендерный стандарт и гендерная поляризация”» [5].
Условия хронического стресса, гендерная асимметрия, открытый эйджизм работодателей, больший процент безработицы ложатся на женщин более тяжким бременем, чем на мужчин. А в таких социальных условиях часто происходит возвращение к более ранней ступени развития, в нашем случае – к более раннему образу женщины, дореволюционному. Женщина как объект, женщина как товар – такой образ женщины в России транслируется ныне часто и с успехом.
Эталоном способностей, умственного и душевного развития в современной российской психологии все еще являются мужские способности и развитие, и женщины, как правило, оцениваются в исследованиях по мужским меркам: эмоциональности, мол, в них больше, чем в мужчинах, логичности – меньше и т.п. Мужчина, таким образом, выступает нормой человека вообще, судьбою женщины при таком подходе становится как бы аномалия.
Если женщине нужна работа, то на страницах прессы она встречает что-нибудь вроде «Приглашаем на работу журналиста (секретаря редакции, редактора, помощницу главного редактора, далее везде). Требования: девушка 20-25 лет, миловидность, искушенность, коммуникабельность, некапризность, возможность работать по ночам, портфель личных связей с известными людьми». Это из относительно приличных объявлений. Если женщина ищет, как бы ей провести досуг, в прессе она встретит следующие предложения: «Досуг для дам: московские жиголо», «Мужчина на час, ночь». По ключевым словам для дам, кроме интим-услуг, поисковик выдает «Домашняя кухня» и еще «Шоппинг».
Чтение для женщин на досуге в прессе формируется по лекалам тем вроде «Как соблазнить шефа за 24 часа», «1001 способ развести мужика на женитьбу». В мужских журналах рецепты: «Любая девушка – твоя!» В женских: «Гороскоп твоего мерзавца», в мужских – «Как обращаться со стервой».
Посмотрим, что предлагает Сеть. «Найти мужа в интернете». «Женщина на миллион долларов». Далее виртуальный лабиринт выведет на захватывающий топик «Роковая женщина»: кто такая и как ею становятся. Оказывается, это проще простого – манипулировать мужчинами. Смотрю параллельную тему для мужчин «Мачо», это про то, как грамотно манипулировать женщинами.
Реклама по телевизору идет бесконечная – и часто это секс по телефону. На экране зазывающе скалится женщина-вамп вокзального разлива.
Переключимся на ТВ-каналы. По одному идет программа по превращению Золушек в принцесс, по другому выдают замуж и женят (телеканал «Культура» отличается от других радикально в лучшую сторону, но его рейтинг крайне невелик).
Всегда единственный сценарий первой программы: приглашают одну обыкновенную, умученную жизнью женщину, поговорят с мужем на тему «чего вам не хватает в жене?», потом одевают женщину в утягивающее сексапильное белье и модное платье из дорогого магазина, делают красивую прическу и макияж и выводят как лошадь на манеж.
Во второй программе одному мужчине предлагают себя три женщины. Советы дают свахи – ведущая, психолог, астролог. Через раз сценарий меняется: одна женщина выбирает из трех мужчин. Все это сильно напоминает скотный базар.
Мужчина в медиа представлен как безусловная моральная ценность. А женщина – как удобный объект, среда для мужчины. И в обеих телепрограммах женщины выступают также в роли фей – бабок-повитух: учат девиц, какой женщина должна быть для лучшего ее употребления мужчиной.
Собственно, это и есть порнография и промысел на проституции: промоутирование образа «правильного» мужчины как жиголо и «правильной» женщины как проститутки. На Западе эксплуатации таких идей противостоит другой тренд, феминистский, в России же его нет как тренда.
При этом и на радио, и по ТВ существуют передачи для домохозяек, где открыто или косвенно утверждаются идеи о том, что цель жизни женщины – кухня, дом. Примеры нетрудно умножить, но сказанного, как представляется, достаточно.
Таким образом, можно с полным правом говорить не только о глэмлите и чиклите, но и о глэммедиа и чикмедиа. Но и в целом чикмедиа в России представлены слабо: есть несколько деловых журналов, но обычно без учета гендерных особенностей читателей. А темы, интересные работающим и высокооплачиваемым женщинам, встречаются в глэмсловесности, но и подаются именно в соответствующем жанре.
Знаковым событием стал документальный фильм «Девственность» Виталия Манского.
Три провинциальные девушки едут завоевывать Москву. Фильм Манского — о том, что ныне в России всё на продажу, вопрос в цене — в евро или в долларах.
Действие начинается с тоскливых панорам российских городков, глядя на которые понимаешь отчетливо: работы тут нет, одна нищета. И новое поколение девчонок так жить не хочет и уезжает в Москву. До сих пор существует в их головах миф о Москве как городе-саде, городе-рае, где золото, а ныне доллары прямо под ногами валяются, а вместе с этими долларами – и счастье тут же, как бонус. Надо только взять эти деньги, цель оправдывает средства.
Виталий Манский снял эпизоды разных кастингов, где молодым людям задавался вопрос: что бы эксклюзивного ты мог сделать за большие деньги? Оказывается, юная поросль готова: продать своих родителей, испражняться в тапочки соседу по комнате, целоваться, не будучи гомосексуалами, с любым представителем того же пола, заниматься сексом с кем угодно и, наконец, продать свою девственность. Как говорится в закадровом тексте, «мы вступаем в эру торговли девственностью. Это ведь самое главное – найти товар, который почти не нужен продавцу и резко повышает самоуважение покупателя».
Одна из героинь, создающая себя по образу и подобию куклы Барби – «всё чтоб розовое — дом, одежда, машина, и много-много денег» – с мажорным личиком произносит пафосные речи: я всего достигну, я человек цели, через всё перешагну, но буду богатой и известной. Свою физическую девственность она считает сокровищем, которое повышает ее цену, но тем не менее готова продать ее за… – тут перебираются цифры – за пять миллионов долларов.
Другая героиня, Катя, предлагала себя в Интернете за 5 тыс. долларов, но никто не откликнулся, тогда она сделала это за 3 тысячи. Третья героиня, Кристина, попав в вожделенную для нее программу «Дом-2»* и считая ее «хорошей школой жизни», поддерживаемая по телефону мамой в своих устремлениях, через пару дней оказывается за воротами – ей не повезло… Но факт остается фактом: за энное количество долларов-евро, как говорит одна из девушек, она может, ну, например, лишить себя девственности бутылкой кока-колы. При этом, как сказал на встрече со зрителями Виталий Манский (повидавший много процедур отбора кандидатов), кастинг в любой крупной компании мало отличается от кастинга в программе «Дом-2».
И вот Карина Барби работает в стриптиз-баре, ходит в крупные кинотеатры и приглашает на этот фильм своих приятелей, а когда начинаются эпизоды с ее танцами вокруг шеста, сама выскакивает на сцену перед экраном, пытаясь демонстрировать стриптиз вживую. Она счастлива. Правда, этого не скажешь об администрации кинотеатров – ей уже не продают билеты, – но зато у нее появился бой-френд, которого она называет Кеном.
Представляется, что девственность в названии фильма – это не только и, возможно, не столько физическая ткань, сколько ментальная, нравственная. Эти девушки, репрезентирующие большую часть поколения Next, не думают, не рефлексируют, они просто попадают в этот поток, в этот, как сказал один известный писатель, «карман мира», где высокое, социально значимое и требующее труда презирается, а низкое объявлено высоким и достойным. И этот «карман» кажется им всем миром. Они рвутся в гламур. Потому что прочитали, прослушали, просмотрели много глэммедиа. Девушки были к ним готовы, и средства массовой информации подтвердили их убежденность в правильности избранного пути.
Фильм «Девственность» вышел в ограниченном прокате, но – единственный среди нехудожественных лент – попал в топ-десятку сентября-мая 2008 года по количеству просмотров в России. С документальным кино это случилось впервые за много лет.
Таким образом, если экспертное сообщество, как уже упоминалось, практически не оказывает влияния на читающую, слушающую, смотрящую аудиторию; массовые вкусы, когда ими делится массовый человек, только укрепляются и развиваются; и женщины, одни из основных трансляторов культуры, все больше и чаще потребляют образы глэммедиа и формируют таковые же в среде своих ровесников и у детей – вот этот процесс является одной из составляющих общего регрессивного движения к более ранней ступени развития общества, к разделению людей вообще и женщин, в частности, на «белую» и «черную кость».
На страницу Пред.1, 2, 3След. Часовой пояс: GMT + 3
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах